197349, Санкт-Петербург


улица Маршала Новикова,
дом 1, корпус 3, литер А

  гимназия 41
имени Эриха Кестнера

 
 

телефон: (812) 394 - 98 - 07,
(812) 395 - 35 - 02

факс: (812) 394 -98 - 07

e-mail:
gymn41@obr.gov.spb.ru

ЧИТАЙ, ГОВОРИ, РАССУЖДАЙ

14 февраля девятиклассникам придется пройти волнительное испытание - итоговое собеседование по русскому языку. Его результат - решение о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации.

Экзамен не представляет большой сложности с точки зрения владения правилами русского языка: в нем нет ловушек и подводных камней, не требуется знание орфографии и пунктуации. Однако он проверяет уровень сформированности коммуникативных компетенции обучающихся 9 классов, а именно: умение создавать монологическое высказывание, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст и пересказывать его, корректно включая дополнительную информацию в свое высказывание.

Итоговое собеседование позволяет экзаменаторам оценить соответствие уровня подготовки по русскому языку в части владения устной речью государственным требованиям.

Для успешной сдачи собеседования необходимо не только победить волнение, но и построить ответ быстро, логично и лаконично. Залог успеха в таком деле - это, прежде всего, четкое понимание структуры экзамена, критериев оценивания и тщательная систематическая подготовка.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

Вызывайте детей к доске, предоставляя им возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы. Его речевая деятельность оценивается и учителем, и учениками, отмечается сильная сторона небольшого выступления (это обязательно), указывается, что можно улучшить. Все это работает на ученика.

Проводите дискуссии. Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. Главное - снижать порог страха, корректно делая замечания.

Педагог должен быть сам образцом речевого поведения. И это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений должны обладать все преподаватели.

Организуйте занятия в кружках. У каждого учителя есть целый банк методических наработок, направленных на реализацию и формирование навыков устной коммуникации, поэтому кружковая работа поможет и учителю, и ученикам.

СОВЕТЫ УЧЕНИКАМ

Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования и критерии оценивания ответов. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочной деятельности. Отрабатывайте навык чтения вслух. Анализируйте поведение ведущих теле- и радионовостей с точки зрения речи, интонации, темпа. Отрабатывайте различные типы речи, строя монологические высказывания. Формируйте привычку брать на себя роль рассказчика (например, расскажите дома своей семье новый материал, который вы узнали на уроке). Отрабатывайте навык ведения диалогов. Давайте полновесные ответы на вопросы и корректно отстаивайте свою точку зрения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Обращайтесь с детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументированно доказывайте свою точку зрения. Станьте для ребенка образцом речевого поведения. Все это поможет развивать эмоции  и речь, быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Основная цель собеседования - вернуть ценность владения грамотной устной речью, объяснить ее значимость, проверить, как старшеклассник выражает свои мысли. В современном мире это важный навык, без которого не пройдешь даже собеседование на работу. Поэтому подобный  "разговорный" экзамен  - важный  и необходимый  шаг на пути к итоговой государственной аттестации .

О. Н.  Жукова, учитель русского языка и литературы

( методическое объединение учителей русского языка и литературы)